На уроке. Милана Северская (справа) с руководителем школы Дхарани - Шьямалой Сурндран


Таинство храмового танца

Милана училась танцу на Юге Индии.Это стиль Бхаратанатьям штата Тамил Наду. Она поведала нам просто удивительные вещи. Оказывается, классический храмовый танец – не только искусство красиво двигаться. Как форма йоги, он оказывает целебное воздействие на тело и душу, помогает человек осознать самого себя…

Искусство индийского танца – древнейшие на земле: его история насчитывает около 6000 лет.

Из семи стилей Бхаратнатьям – наиболее «чистый», сохранившийся в практически первозданном виде. Это искусство, подтвержденное многовековым опытом. В нем сочетается и музыка, и танец, и язык жестов, и умение передать эмоции и чувства через работу лица – глаз, бровей… Все вместе представляет собой уникальный комплекс, направленный на гармонию, развитие, совершенствование человека. Искусство, изначальное духовное по своей сути.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УЗ КАРМЫ

Одна из версий происхождения слова:«бхава»- чувство, «рага» - мелодия, «танам» -ритм. А слово «натьям» означает просто «танец».

Согласно индийским древним книгам, существует несколько способов достижения «мокши» (освобождения от уз кармы). И одним из них является занятие искусством, в том числе пением и танцами. Это - путь, проверенный веками, - не с помощью экспериментов над людьми, а знание, полученное мудрецами в готовом виде. Согласно легендам, знания переданы людям самими Богами...

Традиционно ученика обучает учитель, и это схоже с тем, что происходит в церкви: как и священник, учитель - это посредник, передающий Высшее знание.

Очень важно, насколько опытен и мудр этот учитель, ведь классический индийский танец - это образ жизни, способ мышления, комплекс, входящий в любое традиционное искусство, - и в пение, и в сам танец, и в боевое искусство. Чисто физиологически танец - слишком тяжелая нагрузка на организм, влекущая за собой проблемы с коленями, - и не только: может пострадать и позвоночник, особенно если неверно поставлен удар ногами. Неправильная осанка при посадке - тоже. Получается, что при неверном подходе к процессу обучения это древнее искусство, которое должно изначально приносить только пользу, может нанести вред!

В Индии при обучении классическому танцу практически не дается разминка, она утеряна. Там Бхаратнатьям слишком коммерцизирован, и большинство индийских танцоров имеют проблемы со здоровьем, хотя этого быть не должно. Наоборот, это искусство должно излечивать!

....Интуитивно Милана пришла к выводу: раньше танец в принципе не мог преподаваться в том виде, в каком это происходит сегодня. И результатом последней поездки в Индию стала программа, по которой она обучает в Школе.

Я преподаю три направления: индийское боевое искусство (только те упражнения, которые нужны для подготовки танцовщицы, а не работу с оружием, захваты, удары...), индийский классический танец и индийское классическое пение.

В древности же танцовщицы и танцовщики сначала занимались подготовкой тела. И боевое искусство - как особый комплекс упражнений, эта мудрость древних, и является необходимой подготовкой к нагрузкам.

Боевое искусство обязательно включает в себя знание астрологии, тантры (имеется в виду ритуальная практика), Аюрведы (древней индийской медицины). Искусство Калари развивает гибкость тела (в том числе позвоночника), выносливость, умение концентрироваться, легкость - в том числе способность совершать высокие прыжки.

ВЕЧНЫЙ ЯЗЫК МИМИКИ И ЖЕСТА

Обучение классическому танцу включает в себя три аспекта. Первый - система адаву. Это можно сравнить с системой па в балете: начинается с простых, с постепенным усложнением. «Адаву»- это урок (всего их около сотни).

Второе направление - обучение языку жестов: это мудры и хасты. Мудра - фиксированное   положение пальцев, а хаста - то, как она используется.

Третий аспект танца - абхинайя - искусство передачи эмоциональных и психологических состояний с помощью лица. Искусство абхинайи включает также несколько разделов, каждый из которых по-своему важен: костюм, украшения, грим, речь (песня, умение сочетать жесты с речью), непосредственно работа лицом (глаза, брови, рот, щеки). Сюда же относится и наварасам - искусство передачи 9 основных чувств: покоя, любви, радости печали, смеха, испуга, отвращения, героизма и удивления.

Самое интересное, что приобщение к древнему классическому искусству дает еще и психотерапевтический эффект. У людей начинают происходить очень интересные изменения - как внешние, так и внутренние, но эффект глубже и надежнее у тех, кто по-настоящему этого хочет!

Однако, - говорит Милана, - даже моё высшее психологическое образование не стимулирует меня выходить за рамки традиционного обучения Бхаратнатьям.

МОГУЧАЯ СИЛА ВИБРАЦИЙ

Давайте поговорим об индийском классическом пении. Для того чтобы им заниматься, не обязательно иметь слух и голос. Обучение стилю Карнатака проходит поэтапно, по учебникам, по которым учится весь Юг Индии, они изданы Музыкальной Академией города Мадраса,

Пение и ритм неотделимы друг от друга. Мы поем «на трех скоростях», с одновременным отбиванием ритма правой рукой. Упражнения направлены на укрепление голосовых связок, развитие чувства ритма, развитие диапазона голоса, достижение правильного звучания - не поверхностного, а глубинного, чтобы тело вибрировало изнутри, и, что очень важно, - естественное обучение правильному дыханию: это происходит само собой.

Чувство ритма - понятие очень глубокое. Не просто раз-два-три: человек настраивает свое тело синхронно с ритмом Вселенной, ритмом Пространства. Все имеет свой ритм. Ритм пронизывает весь Космос, и мы на него настраиваемся.

Великая сила вибрации находит свое отражение в древних сказаниях: многорукий Шива, царь танцев, мощными ритмами своих движений осуществляет круговращение Вселенной.

ШКОЛА НЕ ДЛЯ ПЛЯСУНОВ • ДЛЯ ФИЛОСОФОВ

Меня часто спрашивают: а не будет ли занятие Бхаратнатьям неким уходом от жизни?

Наоборот! Это помогает в нашем мире адаптироваться! Люди начинают понимать, кто они.

Фактически, это то, к чему стремится вся западная психология!

Наши занятия - это комплексный подход, позволяющий человеку понять себя, свои отношения с внешним миром, осознать свое место в этом мире.

Классическое искусство Бхаратнатьям помогает также исправить осанку, избавиться от сколиозов, остеохондроза, отложения солей. Развивает координацию (особенно у детей), концентрацию внимания, устраняет рассеянность, неуверенность в себе, очень хорошо развивается память - особенно на втором-третьем годах обучения, когда начинаются танцы. Происходит и проработка эмоциональной сферы. Женщины вдруг вспоминают, что они - женщины, начинают раскрываться, в них появляется мягкость, женственность, вырабатывается красивая походка. У девочек постепенно укрепляется область таза (внутренних органов, мышц, костей). Бхаратнатьям - настоящее благо для женского организма. А у мужчин, занимающихся классическим танцем, начинает развиваться мужской аспект.

А работа лица - это даже лучше, чем массаж в косметическом кабинете!

Мудры - язык жестов, при котором происходит воздействие на кончики пальцев, дающее стимуляцию головного мозга. В результате дети начинают хорошо учиться!

Правильное дыхание налаживается естественным путем, благодаря специфике упражнений (организм сам знает, как следует правильно дышать). Бывали даже случаи, когда проходила астма.

При этом нет никаких возрастных ограничений, каждый имеет возможность раскрыть свою индивидуальность. Обучая классическому индийскому танцу, мы ориентируемся не на сцену, а на внутреннее совершенствование и гармонизацию. Не ради танца как такового, а ради совершенствования человека.

Рассказ Миланы выслушала и пересказала Елена Панкова