Многорукий Шива, царь танцев, мощными ритмами своих движений осуществляет круговращение Вселенной...

Древний Танец – Танец Чувств

Индийский танец... Интерес к индийской культуре сохраняется и по сей день - и не удивительно: эта страна бережно сохраняет мудрость древних...

ТАНЦУЯ, ОБРЕСТИ СВОБОДУ...

В старинных трактатах сказано: рождение само по себе - это страданияб голод, холод, старость, болезни... Те страдания, которые невозможно избежать. Оттого так крепка на Востоке вера в реинкарнацию:

душа должна получить некий опыт, поэтому и рождается в физическом теле. Многократно перевоплощаясь, душа постепенно освобождается от уз кармы. Это освобождение - и есть конечная цель человеческой души.

Согласно индийским древним книгам, существует несколько способов достижения «мокши» - освобождения от уз кармы. И одним из них, который в древности ценился больше, чем практика других дисциплин - является занятие искусством, в том числе пением и танцами. Это - путь, проверенный веками, - не с помощью экспериментов над людьми, а совершенное знание, полученное мудрецами в готовом виде. Согласно легендам, знания переданы людям самими Богами...

Традиционно ученика обучает учитель, и это схоже с тем, что происходит в церкви:

как и священник, учитель - это посредник, передающий Высшее знание.

БХАРАТ НАТЬЯМ - ТАНЕЦ, ДВИГАЮЩИЙ ВСЕЛЕННУЮ

В Индии сохранилось 7 стилей классического танца, принадлежащих различным местностям. Один из них - Бхаратнатьям, сохранившийся на Юге Индии, в штате Тамил Наду. Это самый древний стиль: его история насчитывает 6 тысяч лет.

Одна из версий происхождения слова: «бхава» - чувство, «рага» - мелодия, «танам» - ритм. А слово «натьям» означает просто «танец».

Из семи стилей Бхаратнатьям - наиболее «чистый», дошедший до нас практически в первозданном виде. В нем слились музыка и танец, язык жестов и умение передать эмоции и чувства с помощью лица... Все вместе представляет собой уникальное сочетание, помогающее обрести здоровье и внутреннюю гармонию. Традиция вкладывает глубоко философский, духовный смысл в классический танец, который издревле считался формой йоги и способом самореализации и самопознания.

Зародившись как храмовый стиль, Бхаратанатьям был частью религиозных церемоний и исполнялся девадаси - в переводе с санскрита «служанка Бога». Для Бхаратнатьяма характерны уравновешенные позы с вытянутыми руками, напоминающие ожившие скульптуры храмов (помните -«многорукий Шива, царь танцев, мощными ритмами своих движений осуществляющий круговращение Вселенной...», см. стр. 1), богатство выразительных средств - языка жестов (мудры и хасты) и искусство передачи эмоциональных состояний (абхинайи). Традиционно Бхаратнатьям исполнялся сольно, и его можно было сравнить с молитвой через движение, музыку и ритм. Считалось, что исполнитель получает очищение, а зрители приобретают благополучие. Девушки, исполнявшие Бхаратнатьям, занимали особое положение в обществе. Их приглашали выступать на праздниках, коронациях, свадьбах, при рождении детей.

Сейчас Бхаратнатьям - признанное во всем мире искусство. Его исполняют сольно и группой, женщины и мужчины. Этот танец завораживает своей гармоничностью и красотой, погружая исполнителей и зрителей в удивительный мир духовных открытий...

«САРАСВАТИ КШЕТРАМ» . «ХРАМ ЗНАНИЙ»

Для того чтобы заниматься классическим индийским танцем, вовсе не нужно сразу мчаться в Индию: в Санкт-Петербурге уже несколько лет преподается это удивительное искусство.

Петербургская Школа индийских традиционных искусств носит название «Сарасвати Кшетрам» - в переводе это означает «Храм Сарасвати» (богини мудрости и знания), или «Храм Знаний».

Рассказывает Милана Северская, исполнительница классического храмового танца в стиле Бхаратнатьям, руководитель Школы «Сарасвати Кшетрам»:

- Моя учительница всегда говорила, что искусство само по себе не окрашено религией. Люди, которые приходят заниматься, привносят свое понимание. Можно заниматься классической музыкой, любить эстраду и фольклор - и танцевать классический индийский танец.

Классический индийский танец изначально является храмовым: он построен на основе индуистских мифов - о Вишну, Шиве, Кришне. Однако его не следует считать только частью религиозных ритуалов - он посвящен стремлению Души соединиться с Высшим началом. Например, танец «Муруга».

Муруга - это сын Шивы, рожденный для того, чтобы побеждать зло. Девушка обращается к Муруге с молитвой... На самом деле за образом девушки стоит Душа, которая взывает к Высшему началу: «Почему я не могу соединиться с тобой?..»

БОЕВОЕ ИСКУССТВО.. ДЛЯ ТАНЦОВЩИЦ

- В «Сарасвати Кшетрам» преподаются сразу три предмета - индийское боевое искусство, индийский классический танец и индийское классическое пение.

Калари Паятт - боевое искусство из штата Керала, что на Юге Индии. Это первоисточник всех боевых искусств, существующих в мире на сегодняшний день, настоящая жемчужина древнего знания.

Согласно легендам, создателем всех 64 искусств, описанных в Ведах, является Шива-Натараджа. У него было 12 учеников, 4 из которых считались знатоками Дханур-веды - искусства ведения войны. Они и принесли людям это знание: искусство ведения боя, знание медицины - Аюрведы, йогу и принципы праведной жизни, следования своему долгу. На занятиях по Калари Паятт всегда царила строгая дисциплина, основанная не на законе силы, а на глубоком уважении и любви к учителю, - этот мудрый человек давал ученикам второе рождение. Студенты изучали не только боевое искусство, но и астрологию, ритуальные практики, Аюрведу, массаж и - сокровенное знание марма-шастру, в которое посвящали только избранных...

В Школе «Сарасвати Кшетрам» на занятиях по боевому искусству мы обучаем только тем упражнениям, которые необходимы для подготовки танцовщиц (мы не даем захватов, ударов и работы с оружием). Искусство Калари развивает выносливость, умение концентрироваться, легкость - в том числе способность совершать высокие прыжки.

В РЕЗОНАНСЕ С ПРОСТРАНСТВОМ

- Овладеть искусством классического индийского танца просто невозможно без развитого чувства ритма и тонкого слуха. Достичь этого помогают занятия индийским классическим пением.

Упражнения в нашей Школе учат правильному дыханию, а также развивают диапазон голоса и слух, укрепляют голосовые связки, учат более глубинному звукоизвлечению - когда тело вибрирует изнутри.

Пение и ритм неотделимы друг от друга. Развивая чувство ритма, мы учимся настраиваться на вибрации Пространства, сливаться с Космосом в едином ритме...

ЧТО ТАКОЕ АДАВУ, МУДРЫ, КАСТЫ И АБХИНАЙЯ?

- И - танец! Обучение классическому танцу имеет три важных составляющих: система по­степенно усложняющихся адаву - уроков, язык жестов (мудры - фиксированное положение пальцев, хасты - то, как они используются) и абхинайя - искусство передачи эмоций и чувств с помощью лица.

Хотя Абхинайя - это не только лицо: сюда же относится и костюм, и украшения, и песня, и умение сочетать жесты с речью, которые также помогают точнее выразить силу чувств.

А еще - наврасам, искусство передачи девяти основных чувств: покоя, любви, радости, печали, смеха, испуга, отвращения, героизма и удивления...

Любознательная редакция нашей газеты с удовольствием откликнулась на приглашение прийти на праздник индийской культуры в Санкт-Петербурге. Так что мы сами видели выступление Миланы и ее учениц и, честное слово, немножко побывали в Индии.

Елена Панкова