Самое сложное в индийском танце - улыбка

МИЛАНА Северская не носит сари, не покупает одежду в магазинах "Ганг" и даже ароматическими палочками наслаждается редко - у ее мамы на них аллергия. Зато несколько лет назад в Индии она с благословения учителя исполнила полную программу танцовщицы в стиле Мохини Аттам (между прочим, некоторые индианки тратят восемь лет на то, для чего Милане понадобилось два месяца), после чего в специальном журнале "Шрути" появилась публикация о новом профессионале.

КТОтолько не заливался слезами на индийских фильмах? Да кто угодно! Только не Милана, которая утверждает, что никогда не была любительницей индийских душещипательных картин. И почему Бхарат Натьям так увлек ее, поняла через много лет после начала занятий, получив к тому времени два высших образования - инженера-экономиста и психолога.

"У меня глубинные проблемы, но с ними психология не работает. Психология - это всего лишь небольшой косметический ремонт. А занятия искусством - классическим индийским танцем, которому шесть тысяч лет, помогают решить эти проблемы. Еще великий Юнг говорил, что мы должны снять шляпу перед Востоком и признать, что по сравнению с ним вся западная философия не достигла ничего. То, из-за чего на Западе люди идут к психологу, на Востоке решается танцем, пением и боевыми искусствами".

Классический индийский танец Бхарат Натьям - танец храмовый, и его исполнительницы считались служанками бога. Кроме мелодии и ритма им должны быть подвластны и чувства. То есть они обязательно должны владеть абхинайя - искусством передачи эмоций через лицо. Милана считает, что это особенно трудно дается русским людям, которые даже и улыбаться-то толком не умеют.

“Если найду гуру – не вернусь”

То есть улыбнуться они, конечно, могут, но с удержанием улыбки на лице есть проблемы.

С улыбками вообще все очень непросто. У индийцев тональностей в музыке не существует, зато у них есть раги. 72 основные раги и множество производных, причем каждая рага исполняется в определенное время суток. И если общая рага танца печальная, то даже и присутствующая в нем радость должна быть подернута дымкой грусти.

Например, история о Радхе и Кришне. Радха ждет Кришну, который где-то задерживается. Она грустит, сердится, волнуется и страдает. Все это должно быть на лице у танцовщицы. Потом Кришна все-таки приходит, но он весь испачкан губной помадой. Милана говорит, что это очень характерный сюжет индийского танца. Радха радуется, но радость ее опечаленная, в соответствии с реалиями жизни и печальной рагой. И улыбка тут нужна совершенно особенная.

Причем вся эта сложная гамма чувств перед зеркалом не отрабатывается. Танцу-то шесть тысяч лет, а зеркало появилось совсем недавно! Поэтому ты должен верить своему учителю, а если повезет - гуру. И группе своих учениц, остававшихся в Питере, говорила: "Если найду гуру - не вернусь!" Не нашла. Зато, говорит, нашла ответы на все вопросы, которые ее волновали. "Это не значит, что я все поняла и теперь сижу спокойно, нет! Но я осознала процессы, которые со мной происходят, и их источник".

Еще в абхинайя входит умение гримироваться, а также выбирать костюм и украшения - строго определенные для этого танца. Избыток украшений не допускается, и они не должны блестеть, по­этому изготавливаются только из матовых камней. Набор украшений для танца Бхарат Натьям скромен - браслеты, пояс, две цепи на груди, на голове луна и солнце, а на ногах ожерелье из колокольчиков.

Ну и конечно, нужно не забыть про бинди - точку на лбу, по европейским представлениям - "третий глаз". Милана говорит, что индийские женщины над этим не задумываются и носят бинди для красоты. Замужние - красную, а все остальные любые разноцветные. Бинди продается просто как косметика. Так же как и каджал - краска для глаз, которую наносят на внутреннее веко. Это делает глаза выразительными. И к тому же улучшает зрение.

Костюмы, украшения и грим для танца Бхарат Натьям продаются только в городе Мадрасе. Там его Милана и купила. Костюм только твой, и давать его никому нельзя - даже подружке на свидание. Тем более что, надевая костюм к танцу, следует нанести на руки и ноги аята - специальную красную краску. Нарисовать по кругу на каждой ладошке и пометить верхние фаланги пальцев.

Имея столько знаний, грех не поделиться ими с людьми. Несколько лет назад Милана организовала в Петербурге Центр индийских традиционных искусств. "Я беру на занятия всех. Кто-то уходит, кто-то остается. Быстро уходят те, у кого непорядки с головой. Ну те, которые заявляют, что пришли заштопать дырки в своем астральном теле или что-нибудь вроде этого. Танец - это духовный путь, путешествие вглубь себя. А духовность - она есть везде, для этого не обязательно ехать в Индию".

На груди Милана носит православный крестик: "Да, я православная, крещеная. Ради чего мы идем в церковь? Потому что наша душа стремится соединиться с высшим началом через молитву. И для меня одной из молитв многие годы был танец".

Ирина БОНДАРЕНКО