Школа


Индийский классический танец.
Стиль:Мохини Аттам.

 

Мохини Аттам - танец чародейки. Буквальный перевод его названия - танец, исполняемый Мохини, или танец очаровывания. Это лирический, медленный, медитативный и очень чувственный танцевальный стиль. Его музыка завораживает, а движения напоминают перетекание воды, легкое дуновение ветра.

В школе "Сарасвати Кшетрам" ведется преподавание стиля Мохини Аттам по системе, составленной Каламандалам Кальянни Кутти Амма. Имя этой женщины связано с возрождением стиля, с его восстановлением и развитием.

Обучение проходит по традиционной системе, включающей - базовый тренинг, включающий 4 группы адаву:

  1. Таганам-адаву (всего 14)
  2. Джаганам-адаву (всего 6)
  3. Даганам-адаву(всего 4)
  4. Вакрам-адаву(всего 7) - и дополнительные - тирманам-адаву (всего3)
  • виды шагов и проходок - Чари
  • использование мудр

     

После овладевание базой, учащиеся приступают к обучению танцам по классической программе:

  1. Чоликетты - технический танец, состоящий из "кетты"(комбинаций разных адаву), связанных между собой одинаковыми проходками. В конце Чоликетты показывается небольшой сюжетный фрагмент.
  2. Джатисварам - технический танец. Его появлением в  программе исполнения  во многом определено влиянием на Мохини Аттам стиля Бхарат Натьям, с его четко разработанной последовательностью и структурой номеров.
  3. Варнам - танец, где технические фрагменты чередуются с показом сюжетов и историй. Является основным номером программы.
  4. Падам - лирический, медленный танец, в котором главной является пантомима.
  5. Шабдам - в танце чередуются техника и сюжет.
  6. Тилана - технический танец, демонстрирует особенности стиля, его красоту и грациозность.
  7. Шлока - поэтические строки, передающиеся через пение (вачика-абхинайю) и пантомиму танцора.

Программа исполнения стиля Мохини Аттам имеет  ряд особенностей:

  1. В стиле ведущую роль играет пантомима (абхинайя), поэтому  большая часть программы отводится Падамам. Это одна из причин сложности восприятия этого стиля для западного зрителя, слабо знакомого с сюжетами индийской мифологии, и не понимающего язык, на котором идет рассказ.
  2. Традиционно Мохини Аттам исполнялся в храмах, во время религиозных ритуалов или фестивалей, которые могли длиться всю ночь. Поэтому  после Тиланы  (завершающего танца), исполнялся Шабдам. Шабдам мог длиться очень долго,  иногда и всю ночь. Танцовщица танцем передавала целые повествования, истории из жизни Богов и небожителей. Просвященная аудитория с большим интересом следила за таким выступлением. 

 

Несмотря на кажущуюся  легкость исполнения, обучение стилю Мохини Аттам требует большой физической выносливости.  И связано это с наличием в базовой технике не 3-х фиксированных позиций исполнения танца (как например в Бхарат Натьяме), а 6-ти позиций. Поэтому появляется  эффект "текучести", плавности. Танцовщица движется как будто на пружинящих шарнирах, при этом  делая  глубокие наклоны в талии, круговые вращения корпуса, сопровождающиеся движением глаз.

Первостепенное место в исполнении Мохини Аттам занимает пантомима. Исполнитель должен уметь передавать тончайшие изменения настроения, уметь трактовать сюжет, делать его понятным для аудитории.

Программа в стиле Мохини Аттам - поистине театр одного актера, который  должен не только уметь "держать" внимание аудитории, но и быть тонким психологом, личностью, способной дать свою трактовку, свое понимание сюжета.


Традиционно Мохини Аттам исполняют только женщины. Этот стиль воплощает в себе  ласью - мягкую, женственную форму исполнения танца.