Искусство


Индийский классический танец.
Стиль:Мохини Аттам.


Мохини Аттам - стиль классического танца из южного штата Керала.
Название стиля происходит от имени небесной апсары - Мохини, которая своим искусством очаровывала небожителей и простых смертных.

Мохини Аттам танец - медитация. Его движения плавны и неторопливы. Они напоминают перетекание воды, легкое дуновение ветерка, сон становящийся явью.Как и другие танцевальные стили, корни Мохини Аттам уходят в традицию девадаси.

Девадаси не относились к особой касте, это были девушки, посвятившие свою жизнь храму в качестве невест Бога. Под час девадаси принадлежали благородным.  семьям. Они обладали привилегией изучать не только искусства, но и получать знания в других областях.

Многие девадаси были богаты. В манускриптах Сучиндрам говорится, что , с одобрения храмов, им вверялись деньги и собственность. Многие короли женились на девадаси - в те времена они были уважаемы, на них лежала печать избранности.

Особое направление в литературе Кералы - Маниправалам, отражает существовавшую в 13 - 14 веках систему девадаси.

Танцевальная форма развилась через выступления девадаси в храмовых пристройках. В 12 веке институт девадаси начинает терять свой высокий статус, а выступления все чаще подстраиваются под запросы толпы. От освященного в храме, танец превратился в развлечение, а девадаси теряют былой статус и уважение.

Перемены происходят в период правления Махараджа Свати Тируналь, обогатившим танцевальную форму сочинением Варнамов, Падамов, Тилан и т .д. Музыка старого образца, использующаяся для Мохини Аттам, претерпела изменения под влиянием музыки в стиле Карнатака.

После правления Махараджа Свати Тируналь, для Мохини Аттам опять наступает "темный период".
В прошлом веке Мохини Аттам оставался закрытым стилем и  исполнялся  только в индуистских храмах штата Керала.

Возрождение стиля происходит в 30-е годы двадцатого века в школе Керала Каламандалам. Танцевальное представление претерпевает ряд изменений. Так музыканты, стоящие за танцором на сцене, стали располагаться сбоку. Ударный инструмент - топпимадалам был заменен на мридангам и скрипку. Стали использоваться мудры из "Хасталаманадипика". Особое роль  в возрождении этого искусства сыграла Каламандалам Кальяни Кутти Амма - женщина, практически возродившая это древнее искусство.

Сегодня Мохини Аттам - из семи стилей классического танца. который все чаще можно увидеть на сцене. Он исполняется под плавную. лиричную музыку. Огромное место  в перфоменсе занимает повествовательная часть - абхинайя. Традиционно Мохини Аттам исполнялся сольно, но с выходом его на сцену все чаще можно увидеть   групповые исполнения, подчеркивающие мягкость, женственность и непередаваемое очарование стиля.

 

В раздел обучения